Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, создают ситуации для зарождения вражды между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. При этом, террористическая деятельность не имеет статическое состояние, отличается высокой степенью адаптивности и постоянно находится в стадии развития, в ряде случаев опережая системы антитерроризма и контртерроризма.
Таким образом, современный терроризм превратился в опасный и долговременный фактор развития современного общества. Оказывая серьезное дестабилизирующее воздействие, международный терроризм выступает реальной экзистенциальной угрозой национальной и международной безопасности.
Детальный мониторинг и анализ причин, условий и факторов, способствующих формированию терроризма в современном мире, позволил сформулировать ряд тенденций терроризма, имеющих базовое значение для определения уровня угрозы и формирования антитеррористической политики. Среди них наибольшую опасность, по нашему мнению, вызывает тенденция постоянно нарастающего процесса вовлечения в экстремистскую деятельность все большего количества молодых людей, имеющих высшее (специальное) образование и ученые степени. Это обусловлено тем, что международный терроризм все больше использует в преступных целях достижения научно-технического прогресса, наращивая при этом уровень финансирования и материально-технического обеспечения своей деятельности. Менеджмент от терроризма активно развивает и применяет сетевой принцип при организации и проведении террористической деятельности. Для этого необходимы молодые, грамотные люди, привлечение и использование которых возможно как от имени организации, так и «втемную».
К сожалению, это у них получается неплохо. Причин этому много. И главное, что за последнее двадцать пять лет в нашей стране:
— произошло падение духовности и нравственности в обществе;
— распространился правовой нигилизм во всех социальных слоях населения;
— доминирует допустимость применения силы для достижения политических, социальных, экономических целей;
— постоянно присутствует идеология насилия и культа жестокости в средствах массовой информации.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о роли СМИ отметил: «Сегодня, к сожалению, и средствами массовой информации закладывается вместо системы ценностей, система антиценностей… Благополучие общества во многом зависит от того, основывается ли информирование зрителя, читателя, слушателя на заботе о нравственном состоянии личности и общества, раскрываются ли положительные идеалы в СМИ, присутствует ли в них осуждение порока и зла».
Таким образом, указанные и целый ряд других факторов создают благоприятную почву для распространения в стране экстремизма и терроризма, и, соответственно, не способствует формированию гражданского самосознания личности.
К тому же в наши дни практически демонтированы институты: по формированию миропонимания; по воспитанию нравственных ценностей и норм; по привитию ограничений и запретов. Сегодня в лучшем случае делается упор на развитие спорта. Но спорт – это всего лишь одна из форм, но никак не средство в противоборстве с экстремистскими и террористическими молодежными течениями. «Борьба за мышцы без борьбы за мозги – путь в никуда».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как и передача знаний. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование склонны трактовать неоправданно узко, исключая из него воспитательный момент».
И действительно, современная российская система образования на всех уровнях весьма слабо занимается в должной мере вопросами морально-нравственного и культурного воспитания молодежи. Хотя одним из основных компонентов в формировании гражданского самосознания личности, да и в системе противодействия идеологии терроризма и экстремизма является обязательный тендем образования и воспитания.
Еще одно немаловажное препятствие в структуре создания достойного и результативного превентивного механизма в антитерроризме – это недостаточное знание предмета людьми, призванными заниматься данной проблемой. И в результате – масса определительных, смысловых, тематических и иных предметных ошибок. Особенно это наблюдается в деятельности образовательных учреждений всех уровней. Кроме того, как правило, данная проблематика отдается на откуп учебным учреждениям, абсолютно не заботясь об истинности, правильности доведения материалов до учащихся преподавателями – людьми в целом весьма порядочными, но слабо ориентирующимся в данном вопросе.
Все это происходит в режиме активного и многопланового использования в преступных целях достижений научно-технического прогресса. При этом современный терроризм существует в условиях обширнейшего информационного пространства, в том числе и Интернета, способного в равной степени как транслировать полезные знания, способствовать развитию людей, так и стимулировать агрессию. Следует заметить, что в Интернете информация, связанная с терроризмом, отслеживается специальными службами. Сайты, блоги и аккаунты социальных сетей, которые содержат призывы к террористической деятельности и информацию, позволяющую организовывать и инициировать террористические акты, уничтожаются. И эти меры находят понимание у интернет-провайдеров. Конечно же, режим секретности не позволяет публиковать информацию о подготовке и проведении силовых акций (в том числе террористических) в открытом доступе. Соответственно, как показывает мониторинг антиобщественных проявлений в Западном Бирюлево в октябре 2013 г., информация о готовящихся экстремистских акциях распространяется преимущественно по закрытым каналам.
Рассматривая проблему с точки зрения противодействия терроризма, чрезвычайно важна общественная реакция на него, в том числе реакция в Интернете. Любая публичная акция, в том числе теракт, имеет своей целью создание максимально сильного информационного резонанса. В этой связи общественная реакция на теракт является частью акции, она обусловлена культурой общества, умением консолидироваться перед лицом опасности. Неумелая организация обсуждения способна усугубить конфликтную ситуацию, и наоборот, существуют возможности снижения накала, вызванного преступлением. А ведь это не что иное, как детерминирующий фактор образованности и профессионального знания предмета.
Терроризм и противодействие ему – это чрезвычайная проблема современности, которая не обходит своим вниманием ни политиков, ни дипломатов, ни учителей, ни бизнесменов. Следовательно, главной целью противодействия терроризму и формирования антитеррористического сознания является создание в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития людям иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращение социальной базы поддержки террористов и решительное осуждение применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками.
Таким образом, данное направление должно стать предметом постоянных учебных курсов, а не разовых конференций и круглых столов в студенческих аудиториях, которые очень часто проводятся формально.
Предмет террология (исследование терроризма и проблем борьбы с явлением) необходимо включить в учебные программы, а на гуманитарных факультетах он должен входить в перечень специальностей, как это сделано в ряде университетов Израиля, США, Европы.
Так, факультет правительства, дипломатии и стратегии междисциплинарного центра в Герцлии (Израиль) имеет бакалаврскую программу «Бакалавр государственного управления», где одной из специализаций является «Контртерроризм и общественная безопасность». Там же активно развивается магистерская программа в области государственного управления по специализации «Исследования контртерроризма и общественной безопасности». Директором программ является доктор Б. Ганор, основатель и директор Международного института по вопросам контртерроризма в Герцлии. К категории обязательно читаемых курсов относятся такие как: демографическая дилемма контртерроризма; вопросы контртерроризма и вызовы общественной безопасности; психологические аспекты терроризма; финансирование терроризма и др. В рамках постоянного функционирования находится учебный кластер по вопросам кибертерроризма.
В Тель-Авивском университете и Университете Хайфы в рамках магистерских программ по политологии (специализации: исследования безопасности и дипломатии; национальная безопасность) читаются курсы: терроризм, контртерроризм и моральные дилеммы; будущие войны, пропаганда и публичная дипломатия и др.
В Колумбийском, Вашингтонском и Стэнфордском университетах (США) занятия по курсам «Международная безопасность» и «Глобальный терроризм» проводят бывшие сотрудники специальных служб, правоохранительных органов (АНБ, ЦРУ, ФБР и др.) и представители контртеррористических военных подразделений. Данного рода методика проведения учебных курсов мотивируется тем, что качественное образование по вопросам превенции терроризма и противодействия террористическим устремлениям и действиям можно получить только тогда, когда занятия проводятся действующими или бывшими сотрудниками контртеррористических служб. Подобного же рода обучение проводится и в ряде государств Западной Европы.
Таким образом, международная практика указывает на необходимость включения в учебные программы российских учебных заведений предмета террология. В противном случае и далее наши студенты будут иметь поверхностное, ошибочное, либо искаженное понятие о терроризме и экстремистской деятельности, являясь при этом «доступным материалом» для экстремистских и террористических формирований.
Для этого, по нашему мнению, Министерству образования и науки России необходимо:
— ввести в качестве обязательного образовательный курс «Основы превенции терроризма» в учебные программы средних школ, колледжей, вузов. В университетах создать учебное направление (специализацию) по подготовке специалистов в области противодействия экстремизму и терроризму. Для качественного повышения уровня образования предмета привлекать для преподавания специалистов, в том числе бывших сотрудников анти- и контртеррористических служб;
— рассмотреть вопрос о проведении ряда форумов научно-прикладного характера профессорско-преподавательского состава, специализирующегося по вопросам террологии, для выработки системного алгоритма создания учебных программ и учебно-методических комплексов по дисциплине;
— провести среди студентов российских университетов конкурс научных работ под общим названием (условно) «Активная жизненная позиция молодого человека в условиях роста террористических и экстремистских угроз». Материалы лучших работ предложить для публикации отдельным изданием, с дальнейшим распространением в учебных заведениях страны.
Борьба с терроризмом – это не только один из важнейших факторов национальной и международной безопасности, но и бой против зла. А это значит, что мы не имеем права на ошибки, ибо они людям, обществу, государству и международному сообществу обходятся очень дорого.