bg

Внутренняя политика

Евразийский Союз может стать в будущем империей нового типа

16 июля, 2017

Грядущее возрождение Азии невозможно представить без образования дружественных объединений азиатских народов. И уже сейчас мы наблюдаем ускорение интеграционных процессов на просторах Азии. И конечно же, историки не могут не обращаться к опыту уже состоявшихся государственных объединений. К сожалению, пока акцент делается на фрагментарные исследования и отрицательные моменты. Недостаточно осмысливается общий позитивный исторический опыт интеграции, а также мысль о культурно-исторической преемственности великих держав Азии. Не осознается также и тот факт, что история России является неотъемлемой частью истории всей Азии, начиная с глубокой древности.

Примером такого узкого видения всей проблемы азиатской интеграции может служить отношение к слову «империя», которым называли великие цивилизации как Востока, так и Запада, включая Российскую державу. Многие российские политики и историки стесняются или даже боятся употреблять слово «империя», вкладывая в него лишь негативный смысл, связанный с диктатурой централизованной власти, угнетением и эксплуатацией народов. Во всех значениях под понятием империи они подразумевают жесткое применение власти на местах из центра и дают определение империи как политической системы, объединяющей этнонациональные и административно-территориальные образования под началом именно жесткой централизованной власти на основе таких отношений, как метрополия-колонии, центр-провинции, центр-национальные республики и окраины. При этом забывается, что в мире может быть не только политическое и экономическое господство, но и верховенство более важных вещей — справедливости, добра, красоты, духовных ценностей, всего того, что входит в понятие Культуры.

Более глубокое осмысление термина «империя» приводит к необходимости его реабилитации. Ведь империя — это одна из древнейших форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.

Русское слово «империя» происходит от латинского imperium — имеющий власть, могущество. Понятно, что власть и могущество могут пониматься как в позитивном, так и негативном ключе. Власть и могущество культурных ценностей — это и есть империя Духа, к которой эволюционно стремится человечество.

Термин «империя», как и многие другие понятия, имеет свое развитие и многозначное толкование. Так, слово «империя» имеет историческое, культурологическое, политологическое, социологическое, а также и переносное значение. На слуху такие словосочетания, как нефтяная империя, торговая империя, газетная империя и т.д. Но если вдуматься, то справедливо употребление слова «империя» и в таких значениях, как империя красоты, империя труда на общее благо, империя знаний и т.д.

В историческом плане под империей вначале понимали высшую политическую власть в Древнем Риме, а также государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие «империя» расширилось и стало трактоваться как крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра. Очень важно, что такое объединение всегда скреплялось какой-нибудь универсальной идеей культурно-цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера.

То, насколько понятие империи укоренено в общественном сознании, свидетельствует история культуры. В свое время возник так называемый имперский стиль, отличающийся торжественной монументальностью, особой пышностью, а также образцами высокой классики в различных видах искусства.

Империями традиционно называли такие известные в истории государственные образования, как Римская империя, Византийская империя, Франкская империя Карла Великого, Британская империя. На Востоке — это империя Маурьев, империя Чингисхана, империя Тамерлана, империя Моголов. Российское государство со времен Петра Великого и до 1917 года также именовалось империей. Отметим, что Российская империя исторически заслуженно находилась в ряду великих империй Востока и Запада.

Историки выделяют так называемые традиционные и «нетрадиционные», или колониальные империи. Именно традиционные империи в первую очередь строились на определенной генеральной идее и представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скрепленные единым культурным императивом. И только во вторую очередь выстраивалось единое политико-экономическое пространство и единые вооруженные силы. Таковыми были великие империи древнего мира, а также, с определенной натяжкой, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская империи. К таким империям относилась и Российская империя, в идейном плане скрепленная универсальными ценностями, проявленными в православной культуре, а также в духовной культуре других народов, входящих в империю.

С XVII века империи поменяли свой характер, они стали создаваться в первую очередь путем военно-экономической экспансии стран Европы. Культурно-цивилизационная идея стала уходить на второй план, а стремление к обогащению и несправедливому распределению средств стало превалировать.

Как правило, именно колониальные империи имели жестко централизованное управление и строились вокруг метрополии — государственного центра. Колониальными были Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская империи.

Но, несмотря на эксплуатацию и высокомерие по отношению к подчиненным народам, даже в таких империях все же можно увидеть позитивное зерно. Это, прежде всего, вскрытие старых проблем, которые уже не могут быть решены собственными силами внутри колониальной страны, а также предоставление новых возможностей для роста национального самосознания и прогресса в общем потоке эволюции человечества. В качестве примера можно рассмотреть взаимоотношения Англии и Индии в колониальное время. Если непредубежденно исследовать вопрос, то окажется, что Англия выступила не только как колониальный захватчик Индии, но дала и определенный импульс для развития и продвижения этой страны.

Надо отметить, что почти все империи, и в первую очередь «традиционные», отличались культурным многообразием. «Государство-нация», имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скрепленное только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В нашем исследовании важно понимать, что империя в культурном и этническом плане — это всегда коалиция и сообщество, то есть нечто объединенное, представляющее собой живое разнообразие в едином контексте.

История знает большое количество империй, которые на пике своего развития демонстрировали высокие образцы культуры, и затем, угасая, передавали наследие более молодым преемникам, чтобы те проделали свой путь возвышения человеческого сознания. Хорошо известно могущество таких древних империй как Египетская, Персидская, Китайская, Индийская империя Маурьев, империя Александра Македонского, и наконец, Римская империя. Все они оставили после себя высокие образцы культуры.

К концу ХХ века, с началом эпохи всеобщей глобализации, все империи либо исчезли, либо принципиально изменили свой характер. Соответственно, и термин «империя» претерпел изменение. Все большее значение стала приобретать именно идеологическая доминанта, когда великая держава формируется по принципу развития так называемой сферы влияния культурного, идеологического, политического, экономического и военного характера. Военное давление хотя и не исчезло, но стало уступать место идеологическому влиянию (преобладанию) в различных сферах общественной жизни. Именно на это сейчас делают акцент в своей политике США и Китай, являющиеся типичными империями «постиндустриальной эпохи».

В будущем идеологическая доминанта в развитии различных государственных объединений будет все больше и больше нарастать. Идеи Новой Эпохи, эры одухотворенного знания, добра и всеобщей справедливости, Эпохи Общины, побудят выстраивать совершенно другие отношения между народами, основанные прежде всего на принципах взаимного культурного и духовного обогащения.

Создающийся ныне новый Евразийский Союз может стать в будущем империей нового типа, державой, в которой будут доминировать ценности Культуры и Духа, а отнюдь не политическое и экономическое господство. Россия, в духе народов которой неизменно присутствует понимание всеобщего братства, необходимости труда на общее благо, стремление к знанию и красоте, справедливо может стать в авангарде такого развития.

Но это должна быть пробужденная Россия, осознавшая свою миссию и ответственность за себя и вверенные ей народы. Грядущее возрождение Азии невозможно без новой России, которая, опираясь на исторический опыт предыдущего строительства, укажет путь сотрудничества народов во всем мире.

Алла Михайловна Шустова — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, Москва. Фрагмент из статьи «Грядущее возрождение Азии», опубликована в издании Института Мысли им. Юрия Рериха «Скрижали мысли» №3 (2013).